Отбомбились
Общество / Мнения Сегодня, 15:35 0

Взгляд врача акушера-гинеколога Дмитрия Трунова на ситуацию в Сарове и саровской медицине.
«Я хочу рассказать о проблеме, которая с каждым годом разрастается как снежный ком и которая в конечном итоге может поставить жирный крест на нашем оборонном предприятии».
_________________________________________
9 апреля 1946 года, когда вышло Постановление Совета Министров СССР N 805-327сс, был создан РФЯЦ-ВНИИЭФ, который вначале имел статус КБ при Лаборатории N 2 Академии наук СССР. КБ-11 было одним из самых секретных предприятий по разработке отечественного ядерного оружия. Вокруг КБ-11 стал формироваться город. Специалистов в первый советский ядерный центр руководители КБ-11 отбирали очень тщательно. Все они были яркими личностями, глубоко одаренными людьми, нестандартно мыслили, обладали огромным интеллектуальным потенциалом.
Для обслуживания сотрудников объекта была организована медико-санитарная часть, названная в 1947 году МСЧ «Базы № 112». С этого момента буквально начинается взрывной рост подразделений медсанчасти, открываются новые отделения, лучшие специалисты направляются на работу в больницу. Со всех концов нашей огромной страны самые лучшие врачи едут на секретный объект, чтобы оказывать высококвалифицированную помощь сотрудникам КБ-11. Формируется и разрастается городская инфраструктура, растет город, – все силы, средства брошены на обеспечение бесперебойной работы ведущего оборонного предприятия страны.
9 августа 1949 года была испытана первая отечественная атомная бомба РДС-1, которую создало КБ-11, создал город – коллективным, титаническим трудом.
Основу РФЯЦ-ВНИЭФ, который разрабатывает новые виды изделий на основе последних достижений фундаментальной физики, являются люди. Люди думающие, талантливые, высокообразованные. Люди, без которых невозможно двигаться вперед, создавать продукты, работающие на новых физических принципах, невозможно создавать новое и совершенствовать старое, люди, без которых невозможна эффективная и плодотворная работа института. Эти люди нужны как воздух, как глоток воды в пустыне, без них ВНИИЭФ погибнет.
И как много лет назад, город должен создать оптимальные условия для их плодотворной работы. Город должен стать для них уютным, безопасным домом, в котором им будет приятно работать. В городе должно быть все самое лучшее. Эти люди не должны нуждаться ни в чем. Только тогда государство будет иметь надежный щит в лице ведущего оборонного предприятия страны, способного ответить на любые вызовы настоящего и будущего.
Но современные реалии страшны. Скоро город не только перестанет быть уютным, в нем страшно будет жить.
Медицина. Боль. Смерть. Страдания. Надежда. Жизнь. Счастье. Будущее. Все заключено в этом слове. Как бы мы не старались, но от болезней не уйти, поэтому важно, чтобы на нашем жизненном пути были люди, способные избавить нас от страданий, боли, продлить жизнь, сделать ее счастливой и радостной. Никто не захочет жить в городе, где медицина умерла, деградировала, где в страшный час болезни никто не протянет руку помощи.
Я врач акушер-гинеколог, я работаю там, где расположен нулевой километр нашей жизни, там, где все начинается, там, откуда берут начало все дороги, все линии, все пути наших судеб. Это место, где жизнь начинает свою трудную, долгую дорогу. Акушерское отделение. По-простому – родильный дом.
Я хочу рассказать о проблеме, которая с каждым годом разрастается как снежный ком и которая в конечном итоге может поставить жирный крест на нашем оборонном предприятии.
Теперь только сухие факты. Основными структурными единицами, оказывающими помощь женскому населению Сарова, являются гинекологическое отделение, родильный дом, женская консультация. В середине 90-х годов в результате оптимизации в здравоохранении у женщин отобрали отдельное здание женской консультации и перевели ее в поликлинику. Было много протестов, но деньги, экономия решили все.
До середины 90-х акушерскому отделению нашей медсанчасти принадлежало два здания. Одно работало, другое закрывалось на дезинфекцию. Важно было не допустить вспышки инфекционных заболеваний среди новорожденных и родивших женщин, как самого уязвимого контингента. У тех и других иммунная система очень ослаблена, поэтому эти пациенты очень восприимчивы к любой инфекции. В результате оптимизации в здравоохранении одно здание отняли. Родовспоможение стало осуществляться в здании, которое построили в 1986 году. С целью воспрепятствования роста и размножения патогенных микроорганизмов дезинфекцию стали осуществлять поэтажно. Закрывали один этаж, проводили дезинфекцию, давали время, чтобы микробы окончательно погибли. И через некоторое время вновь приступали к работе.
Два года назад в здание акушерского отделения переехало гинекологическое отделение в результате той же оптимизации. Риск инфицирования новорожденных и родивших женщин, у которых ослаблена иммунная система, возрос многократно.
За эти два года в результате тщательных планомерных мероприятий, направленных на борьбу с инфекцией, удалось избежать вспышки заболеваний, связанных с распространением патогенных микроорганизмов. Снижение количества родов, которое наблюдается в России, ранняя выписка после родов помогли избежать скученности, что способствовало благоприятной микробиологической обстановке в здании.
Как события будут развиваться дальше, спрогнозировать сложно. Естественно, наиболее благоприятное развитие событий можно ожидать, если в здании будет находится только родильный дом без гинекологического отделения. Но такой роскоши в настоящее время КБ-50 не может себе позволить – нет денег.
Риски инфекции остаются. И остаются достаточно высокими. Микроорганизмы эволюционируют, образуют сообщества, которые, действуя совместно, обладают колоссальной разрушительной силой. Повсеместное распространение антибиотиков сделало патогенные микроорганизмы более сильными, лечить людей стало труднее, антибиотики перестали действовать. Микроорганизмы, которые живут в больницах, являются настоящими закаленными бойцами, с которыми не так-то просто справиться. И мы до конца не знаем законов, по которым эти микробы живут и здравствуют, мы не знаем причины, по которой они порой бурно размножаются или наоборот снижают свою активность. Мы многого еще не знаем. Поэтому боремся с вредоносными микроорганизмами всеми возможными способами, но не всегда наша борьба успешна.
Поэтому те, у кого есть деньги и возможности, максимально ограждают родильные дома от других отделений: либо отдельным зданием, либо продуманной планировкой с мощной системой вентиляции и дезинфекции. Что касается нашего здания акушерского корпуса, оно изначально спроектировано, как роддом. Не планировалось размещать там гинекологию или какое-либо другое отделение.
Но оптимизация в здравоохранении идет дальше. С 1 января 2026 года в ночное время остается один дежурный врач. Причина та же: родов мало, гинекологических больных мало, КБ-50 не может позволить себе роскоши содержать двух врачей.
В настоящее время после 16 часов, когда уходит дневная рабочая смена медработников, в здании остаются два врача. Дежурный врач-гинеколог и дежурный врач-акушер. Акушер принимает роды. Гинеколог отказывает экстренную гинекологическую помощь. В случае критической ситуации, которая в акушерстве нередка, врач акушер вызывает гинеколога и буквально через минуту они спасают жизнь маленькому человечку или женщине. Кровотечение, которое за 5 минут, способно унести жизнь женщины, кислородное голодание плода, которое требует незамедлительных мероприятий для спасения его жизни – это наша обычная работа. Незамедлительная, своевременная помощь второго дежурного врача бесценна, она способна предотвратить смерть.
Попытки сделать одного дежурного врача на два отделения предпринимались неоднократно в нашей медсанчасти: в 80-е годы 20 века и в середине 10-х 21 века. Но по выше изложенным причинам от них отказывались, понимая, что риски гибели пациентов очень велики.
Вернуть к жизни связку двух дежурных врачей в 2021 году помог главный акушер-гинеколог ФМБА России Филиппов. После его вмешательства с 2021 года мы работаем в режиме двух врачей. У нас прекрасная статистика показателей качества медицинской помощи, у нас не умирали женщины, у нас низкая смертность новорожденных. Да, у нас снизилась количество родов, да, у нас снизился процент пролеченных гинекологических больных, да, мы не тянем и постоянно не выполняем план. Это все так.
Но разве можно за это наказывать женщину-мать, которая вынуждена будет рисковать своим здоровьем, своей жизнью в угоду экономии? Женщины стали меньше рожать. Их стало не 1000, не 600, как было раньше, а чуть больше 400.
400 родов за год, 400 женских и примерно 400 детских жизней, все они хотят жить, хотят быть здоровыми, хотят быть счастливыми. А это уже 800 человек. А мы в этом праве им вынуждены отказать, мы не в состоянии будем обеспечить ту безопасность, ту стабильность, которые есть сейчас.
Самое противное в этой ситуации, что законодательная база, медицинские экономические регламенты – все учитывают только финансовый аспект. Мало родов, мало гинекологических больных – нет денег. Ничего личного, это бизнес, это деньги. Поэтому главный врач, который принимает данное решение целиком и полностью прав, все законы, все современные нормативные акты на его стороне. Экономика и экономия правят бал. Чтобы дать нам, он вынужден отнять у других, таковы законы.
Один высокопоставленный чиновник от медицины в свое время говорил, что, мол, роддом слишком много сжирает денег, проще закрыть его, а всех женщин отправлять на машине скорой помощи за 100-200 км в ближайшие роддома, как уже сделано во многих районах Нижегородской области и Мордовии. Не исключено, что с целью экономии следующим шагом будет закрытие родильного дома.
Кто из молодежи, ребят думающих, прекрасно знающих себе цену, после всех оптимизаций в городской медицине останется в городе, останется во ВНИИЭФ?! Отбомбились…..!?

