«Умный город»: переход от нормативов к показателям
Мнения 6-03-2018, 11:34 1 474
Руководитель нижегородского IT-кластера Марат Мухарьямов рассказал о пилотной части проекта "Умный город" в Нижнем Новгороде и Сарове.
Вы – один из разработчиков программы "Умный город". Расскажите, как появилась эта идея.
Она зародилась в сообществе IT-кластера, в экосистеме, экосреде, которая была сформирована буквально в прошлом году. Это инициатива наших партнеров, таких как "Атомпроект", РФЯЦ-ВНИИЭФ, она поддерживается руководством области. Сам кластер был сформирован на базе IT-отрасли, которая традиционно сильна в Нижнем Новгороде. На сегодняшний день ее представляют более 300 компаний, среди которых есть как представители крупного бизнеса, так и небольшие фирмы. Всего в отрасли занято более 20 тыс. IT-специалистов. Для сравнения, в Белоруссии примерно столько же "айтишников", сколько в нашем регионе.
При этом город Минск находится в значительно лучшем состоянии, чем Нижний Новгород. Ваш проект получил название "Умный город", но город этот сейчас характеризуют другими словами: он неустроенный, печальный, удручающий. Как тема, которой вы занимаетесь, может переломить ситуацию?
Сами по себе IT-технологии не способны сделать город из того, каким он сейчас является, по-настоящему умным. Важно сформировать условия и правила игры, которые позволят прийти к тому, что мы хотим, поэтому мы начали с разработки стратегии и с определения понятия "умного города". Каждый участник, входящий в рабочую группу, смотрит на это со своей колокольни. Чиновники, отвечающие за транспорт, считают, что это город, в котором соблюдаются расписание и нормативы. Представители банковской сферы уверены, что умный город – это там, где высока доля безналичных платежей.
А жители говорят, что это город, где чистые улицы, работают фонтаны, разбиты уютные скверы. Давайте встанем на позицию населения. Что вы собираетесь делать для людей?
Мы определили три основных направления. С точки зрения жителей – жилая среда: требования, которым город должен отвечать, чтобы жить было комфортно. С точки зрения бизнеса – деловая среда: инвестиции, рабочие места, образование, меры поддержки предпринимательства. С точки зрения туризма – привлекательность для гостей. Нижний Новгород – лицо региона, и очень важно, чтобы люди рекомендовали его своим знакомым.
Как с помощью современных технологий сделать улицы чище, экологию лучше, а транспорт быстрее?
Не секрет, что Нижний Новгород утонул в грязи. Чтобы сделать его чище, нужно отойти от понятия нормативов уборки, которые используются управляющими компаниями. Мы должны прийти к показателям, которые с точки зрения жителей соответствуют их представлениям и ожиданиям. Граждане сами дают оценку, чисто в их дворе или грязно.
Куда оценки посылать? Кому сигналы направлять?
Система должна позволять жителю реагировать, если он видит грязь и беспорядок на улице, сообщить об этом через специальное мобильное приложение. Информация должна мгновенно поступать в управляющую компанию и контролирующие органы.
Когда появятся такие приложения? Хотя бы приблизительно.
В планах на 2018 год запуск двух пилотных площадок – в Нижнем Новгороде и Сарове. Пилот не означает, что мы развернем системы во всех районах этих городов и по всем направлениям. Мы определяем конкретные участки и объекты, жилые кварталы, дорожные развязки, которые предстоит мониторить. Мы возьмем придомовые территории, улицы и на них смоделируем ситуации, развернем системы для обеспечения исполнения показателей.
Вы планируете использовать камеры для оценки объективной ситуации наряду с сигналами от жителей?
Конечно. Сигналы от жителей – это периодическая оценка действий власти и исполнителей, это не онлайн-система. В режиме реального времени информация должна поступать как раз с камер видеонаблюдения, которые уже сейчас во многом установлены. Мы планируем активно использовать уже существующие ресурсы, а там, где камер не хватает, их нужно доустанавливать.
Хорошо. Собрали объективную информацию. Жители сигнализируют. А чиновники, отвечающие за благоустройство, говорят: "У нас нет денег. Отстаньте от нас". По крайней мере, сейчас так и происходит.
На наш взгляд, это отчасти вранье, потому что деньги на уборку выделяются, и это примерно те же деньги, которые тратятся в других городах, где заметно чище. Можно предположить, что система дает сбой.
Кто же все это будет контролировать?
И уполномоченные органы, и общественность, и сами жители в том числе. Доступ к системе будет реализован для разных категорий пользователей.
Правильно ли я понимаю, что собираемая информация в интернете будет доступна любому жителю?
Абсолютно верно. Хорошим примером является сайт мэра и правительства Москвы. Аналог этого решения должен быть развернут и у нас.
Система "умного города" предусматривает слежение за состоянием воздуха, водоемов и прочими вопросами экологии?
В стратегии проекта есть более 600 показателей качества жилой среды, в том числе качество воздуха и воды. Оно должно замеряться как с точки зрения медицинских нормативов, так и субъективными оценками граждан. Если мы используем норматив, у нас всегда есть соответствующий показатель обратной связи от жителей, который субъективен, но именно он определяет меру эффективности систем, сервисов и жилой среды.
Установка и содержание камер, система мониторинга, обратная связь – все это, надо полагать, очень недешево. Кто вкладывает деньги? И есть ли вообще желающие вложиться?
Это один из ключевых вопросов, потому что в столице реализация была обеспечена хорошим госфинансированием. К сожалению, у нас нет таких финансовых ресурсов, и в этом наше главное отличие. Может быть, отчасти это и хорошо. Нам приходится придумывать модели, которые будут привлекать инвесторов в этот проект. Уже сейчас понятны основные бенефициары от крупного бизнеса: генеральный партнер IT-кластера – компания "Атомстройэкспорт", Федеральный ядерный центр, Сбербанк, Ростелеком, другие крупные компании, готовые вкладываться на условиях софинансирования.
Они ведь не благотворители. Вкладывая, хотят вернуть деньги и получить прибыль. Это возможно?
Конечно. Более того, это ключевой фактор, поэтому, разработав систему показателей, мы перейдем к бизнес-модели, где показатели будут обеспечиваться финансированием. Одним из перспективных подходов, который недавно был поддержан новым законопроектом, мы считаем государственно-частное партнерство в IT-отрасли. Он позволяет более четко определять нормы законодательства для реализации проектов с привлечением частных средств. На примере энергосервисных контрактов, по которым была проведена замена средств освещения, а также по аналогии с установкой камер на дорогах, будет реализована существенная доля "умного города".
В теории госорганы и муниципалитеты должны быть во всем этом заинтересованы, на практике же возможны варианты. Как у вас отношения с властями? Что вы от них ждете, и как они вас поддерживают?
Отчасти проект был инициирован и властными структурами тоже – при поддержке областного правительства. Сегодня мы видим заинтересованность нового руководства области. Мы видим поддержку и надеемся, что так будет и впредь.
Нам нужны для пилотирования конкретные объекты, поскольку без апробации подходов IT-системы не делаются. Нужна поддержка для обеспечения взаимодействия с различными департаментами органов власти Нижнего Новгорода и Сарова. Такая договоренность уже есть, даны указания главам департаментов, дабы они сотрудничали, а это уже немало. Создаются благоприятные условия для развития отрасли и поддержки IT-компаний, принимающих участие в этих инициативах. Мы надеемся, что проекту будет присвоен статус приоритетного, и тогда включившимся партнерам будут доступны дополнительные меры поддержки, включая снижение налогообложения.
Источник: РБК