Память и общество
Мнения 1-06-2017, 11:36 1 282
На последние дни мая пришлись важнейшие события в жизни православных в России. Россияне отметили День Победы. В пределы Русской Церкви принесены честные мощи святителя и чудотворца Николая. В праздник Вознесения Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре. Как относится к этим и другим событиям?
В пределы Русской Церкви принесены честные мощи святителя и чудотворца Николая,а также в праздник Вознесения Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре. В Патриаршем обращении по случаю принесения святыни в наше Отечество говорится, что святитель Николай пользовался на пространстве исторической Руси особым почитанием. Николай Чудотворец почитается нашим народом как «верный помощник в самых скорбных и безвыходных ситуациях, ему посвящено множество храмов. Несчетное количество православных христиан были наречены в его честь во святом крещении и монашеском постриге». Да и кто из православных русских людей не взывал к скорому помощнику, и обретя вскоре помощь в скорбных обстояниях, не читал с благодарностью акафист святителю? Вряд ли и найдутся такие. Тысячи людей ежегодно предпринимают путешествия к его мощам, дабы почтить память святого и вознести теплые и усердные молитвы ему. Но, напоминает Патриаршее обращение,далеко не у каждого нашего соотечественника имеется возможность осуществить паломничество в итальянский город Бари, где пребывают мощи святителя, поэтому в Россию ныне принесена значительная часть мироточивых мощей.
Десятки тысяч православных поклонились святыне в первые же дни ее пребывания в Москве. Среди них был и российский президент, который на следующий день, в праздник Вознесения, присутствовал при другом упомянутом нами событии – освящении храма в честь Новомучеников. Обращаясь к молившимся за праздничным богослужением, Владимир Путин сказал:«Глубоко символично, что новый храм открывается в год столетия Февральской и Октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке». Президент отметил, что новый храм олицетворяет примирение и призвал делать все возможное для сохранения единства российской нации: «Мы знаем, как хрупок гражданский мир. Теперь мы это знаем. Мы никогда не должны забывать о том, как затягиваются раны расколов. И именно поэтому наша общая обязанность – делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации». Владимир Путин призвал«помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так можно понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое».
На майские дни приходится и воспоминание всем народом еще одной страницы истории, которую пора уже научиться воспринимать целиком, объективно, ничего не замалчивая. 9 мая празднуется День Победы, и, как и в прошлые годы, кроме торжественного парада в этот день в наших городах совершалось шествие «Бессмертного полка» – в память о тех,защитил страну в страшный час и заслужил победу в 1945 году, кто тяжелым ратным трудом, кровью, пролитой в бою, а многие – и самой жизнью, положенной за други своя.
На торжественном приеме в Кремле по случаю Дня Победы Владимир Путин напомнил, от чего страна была избавлена своими защитниками: последствия поражения в Великой Отечественной войне были бы для нашей страны гораздо страшнее, чем для государств Европы — это грозило истреблением российской нации, сказал он. Документы нацистской партии, которые хранятся в архивах, сказал президент, говорят о том, что граждан страны, не попавших на рабское производство, уничтожили бы физически или отправили в труднодоступные, не имеющие никакой инфраструктуры регионы, где люди просто постепенно вымерли бы. «Вот о чем мы должны всегда помнить, когда говорим о правде в отношении Второй мировой и Великой Отечественной войны, о жертвах,которые принес наш народ на алтарь победы. Вот о чем мы никогда не должны забывать, вот главное», — подчеркнул российский лидер.
Между тем именно это ежегодно, приурочивая «набросы» к празднику Победы, пытаются заболтать. В этом году набросили очередную фантастическую цифру якобы бывших потерь – чтобы вновь попытаться впарить готовым развешивать уши байку про «забросали трупами», «не жалели людей», «неправильно победили» и пр. Хорошо хоть «пили бы баварское» больше не звучит – из боязни получить в лоб, скорее всего. Желающих обгадить великий подвиг народа постепенно становится меньше – чувство самосохранения только у самых отмороженных отсутствует. Но, поскольку у некоторых все-таки оно молчит,мы и наблюдаем ежегодные набросы. Что же, будем надеяться на успехи просвещения, способного иной раз на чудеса.
Надо сказать, что в этот год столетия великой смуты нашлись желающие накреативить и на святых, пострадавших в то страшное время. Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион высказался недавно о посмотренном им фильме режиссера Алексея Учителя «Матильда», который выйдет в канун столетия расстрела семьи Николая II. «И с чем страна встречает эту дату? Она встречает ее, по сути дела,кощунственным фильмом, который якобы основан на исторических фактах. Но на самом деле все эти исторические факты в нем передергиваются. Фильм этот представляет собой, на мой взгляд, апофеоз пошлости», – сказал митрополит Иларион. «Конечно, можно сказать: ну, не нравится - не смотрите. Но речь идет,как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать такому публичному унижению, показывая его так, как он показан в этом фильме. Не говорю уже о том, что совершенно карикатурно там представлена последняя императрица. Она просто как ведьма там показана, а ведь она тоже канонизирована Церковью», – сказал он.
К творцам, креативящим за бюджетные деньги,в последнее время возникают вопросы, как, впрочем, и к государственным чиновникам, которые считают возможным эти деньги на них отчислять. Но каждый раз поднимается вал (или гвалт) протестов – мол, не смейте трогать искусство. С«Матильдой», например, заявлялось, что фильм еще никто не смотрел, и нечего тут обсуждать. Вот владыка Иларион посмотрел (неокончательный вариант, правда, но существенных изменений он не ожидает) и высказал основательное суждение. Теперь, видимо, будут кричать «не нравится – не смотрите». Естественный вопрос– кому это может нравиться и зачем государству это финансировать?
Сейчас вот, в связи с неприятностями у режиссера Кирилла Серебренникова, которого допросили (как свидетеля только лишь) по поводу странностей, приключившихся с опять же государственными миллионами, щедро отпущенными культурным начальством на «Гоголь-центр», которым он руководит, вновь поднялся знакомый гвалт – не сметь трогать людей искусства.Одновременно люди, менее склонные к гвалту, поинтересовались самим искусством творца. Теперь удивляются, действительно ли следовало государству оплачивать, к примеру, постановку сцены «избиения и изнасилования подростка двумя мужчинами».Ну, или другое, подобное. В ответ, видимо, прозвучит «вы не разбираетесь в искусстве» и да, «не нравится – не смотрите». Да пожалуйста, не будем. Но причем тут государственное финансирование, к тому же разворованное? Вопрос повисает в воздухе. Так что, покамест будем надеяться, что следствие разберется хотя бы в краже денег. Может быть, позже у лиц ответственных возникнет желание разобраться и в искусстве.
Источник: radonezh.ru
Фото: wordyou.ru